Участник Великой Отечественной войны. После возвращения с войны, не имея ни образования, ни практического опыта работы на радио поступил в ученики к старейшему московскому репортёру Юрию Константиновичу Арди, начинавшему путь в профессию журналиста ещё в конце 1920-х.
В пятидесятые годы К. И. Ретинский работал корреспондентом главной редакции информации Всесоюзного радио по Сибири и Дальнему Востоку, объездил всю страну. В августе 1954 года первым провёл репортаж с дрейфующей станции «Северный полюс-3».
С началом космической эры вместе с Юрием Летуновым готовил радиорепортажи о запусках космических кораблей и встречах с космонавтами. Когда в редакции информации («Последние известия») была создана первая на радио внестудийная группа, которой предстояло осваивать оперативную радиодокументалистику и готовить репортажный радиожурнал «Новости недели», К. И. Ретинский вошёл в её состав наряду с Максом Гинденбургом, Юрием Гальпериным и Юрием Арди.
В ходе создания информационно-музыкальной радиостанции «Маяк», чьё вещание открылось в августе 1964 года, К. И. Ретинский как один из лучших в стране репортёров был назначен главным редактором отдела радиофильмов — подразделения редакции информации, отвечавшего за создание новостных репортажей и очерков, рисующих звуковую картину событий. Его коллега Алексей Ермилов вспоминал:
Постепенно у нас выделилась группа журналистов, которым особо удавался репортаж, и Константин Ретинский, старший из нас, ветеран войны, организовал студию «Репортёр». С утра до вечера с «крупорушкой» на плече (так прозывался увесистый переносной магнитофон) мы кружились по городу, добывали иногда по два репортажа в день. Высшим пилотажем считался материал, полностью записанный прямо на месте. «Вы не только должны рассказать о событии, но и показать его», — говорил нам Ретинский; «показать» — значило использовать всевозможные шумы: гудки машин, шаги прохожих, чириканье воробьёв, плеск волны… Судя по старым блокнотам, выходных у меня вообще-то не было 1.
Журналист Михаил Лещинский:
Так вот, команда Ретинского была поистине лабораторией радиорепортажа. Здесь работали только со звуком: от человеческого голоса до самых разнообразных шумов. Звучащие сейчас на всех радиочастотах и в телеэфире сольные выступления корреспондентов в те времена презрительно назывались «озвученной информацией». Каждый материал должен был быть драматическим документальным произведением со своей завязкой, кульминацией, развязкой. Причём считалось, что роль журналиста в эфире должна была быть более, чем скромной2.
В 1970-х годах Константин Иосифович являлся комментатором и обозревателем Всесоюзного радио, специализируясь на освещении военной тематики. Он готовил авторские передачи, выступал с комментариями к новостям.
Литературная газета. № 38. 01.10.2014. Алексей Ермилов. Свет далёкого маяка / https://lgz.ru/article/-38-6480-1-10-2014/svet-dalyekogo-mayaka/ ↑
Михаил Лещинский. «Воспоминанья слишком давят плечи...». Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире. Воспоминания, фотографии, документы, практический опыт. М.: Вагриус, 2004. ↑