Голоса

Елизавета Александровна Юзвицкая

известна как педагог по технике речи, актриса театра
1887 — 30 мая 1960 года
Фотография педагога по технике речи Елизаветы Александровны Юзвицкой

Обучалась в московской Алфёровской женской гимназии1. В 1907 году окончила училище Малого театра по классу талантливого актёра и педагога А. П. Ленского. В 1911 году журнал «Театр и искусство» назвал её «даровитой комедийной актрисой» и отметил, что особенно хороша в роли Насти в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Из-за тяжёлой болезни была вынуждена покинуть театр. «В полный накал играть не могла, — говорила Юзвицкая, — а наполовину ничего делать не умею и не хочу».

Уйдя со сцены, все силы отдала работе над словом. Ещё учась в школе Малого театра, она наблюдала за тем, как играли М. Н. Ермолова, А. О. Садовская, А. И. Южин. Елизавета Александровна прочла множество трудов по технике речи, дикции, декламации, орфоэпии, стихосложению, развитию дыхания и постановке голоса; познакомилась с медицинскими работами о болезнях и лечении голосовых связок, об укреплении и тренировке дыхательного аппарата.

Неоднократно бывая за границей, она имела возможность познакомиться с опытом постановки голоса итальянскими мастерами пения, видела, как «ставят декламацию» преподаватели французской театральной школы. Постепенно из прочитанных книг, из жизненных наблюдений отобрала наиболее ценные методические приёмы и, творчески переосмыслив их, создала свою программу.

В 1926–1933 годах преподавала дикцию и декламацию в Московской консерватории. Основала и свыше 15 лет вела кружок художественного слова при московском Доме учёных. Уроки Юзвицкой пользовались большой популярностью среди актёров, в том числе в оперной студии К. С. Станиславского. С особой полнотой развернулся педагогический дар Елизаветы Александровны, когда она стала заниматься с дикторами Всесоюзного радио.

— Мне не было и двадцати лет, когда из родного Владимира я приехал в Москву, чтобы стать диктором, — рассказывал Юрий Левитан. — Все владимирские жители, как известно, говорят на «о». Я тоже окал. Вот Елизавета Александровна взялась за меня. Учила со всей строгостью: будешь ты у меня с московским говором разговаривать лучше всякого москвича, твердила она мне. Без этого не быть тебе диктором, а диктором ты должен быть.

Кроме работы с группой Всесоюзного радиокомитета регулярно проводила семинары и стажировки для представителей местных радиокомитетов.

Один из учеников, народный артист СССР А. А. Попов вспоминал:

«Елизавета Александровна была человеком искусства. Она любила искусство трепетно и самозабвенно, была непримирима ко всему, что мешает искусству. Она всегда подчёркивала, что техника речи (дикция, дыхание, голос) — лишь средство для подлинного искусства. <...> Елизавета Александровна всегда напоминала: чтобы действовать словом, чему учат Станиславский и Немирович-Данченко, надо в совершенстве владеть вспомогательными средствами, то есть всеми компонентами техники речи».

Была замужем за актёром Малого театра, заслуженным артистом РСФСР Н. Н. Горичем (Вишневецкий).

Умерла в Москве. Похоронена на 11 участке Ваганьковского кладбища2.

Работники радио много раз просили Елизавету Александровну записать на плёнку занятия по голосу, однако та наотрез отказывалась. Уже после смерти, в 1964 году её ученицы З. Г. Груздева и С. Н. Куцкая издали книгу «Руководство по технике речи (Система Е. А. Юзвицкой)». По словам авторов — это единственное пособие, в котором полностью изложена методика Юзвицкой. Книга дважды переиздавалась в 1966 и 1974 годах.

  1. Игорь Сучков. Расстреляны… по ошибке. К 100-летию со дня основания частной женской гимназии Александры Самсоновны и Александра Даниловича Алферовых в Москве. Учительская газета. 1996. №34. 

  2. Юзвицкая Елизавета Александровна / Где дремлют мёртвые... Cайт памяти Сергея Лепешкина 

Заметили ошибки, есть дополнения или личные воспоминания? Выскажитесь!

Другие голоса