Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Казанского собора. В 1897–1906 годах учился в инструментальных классах Придворной певческой капеллы, в 1906–1909 годах на Драматических курсах Санкт-Петербургского Императорского театрального училища (ныне Российский государственный институт сценических искусств) (класс В. Н. Давыдова и С. И. Яковлева).
С конца мая 1909 года он актёр Санкт-Петербургского театра литературно-художественного общества (Суворинский театр). Весной 1914 года Топорков перешёл в антрепризу А. Л. Суходольского. В начале Первой мировой войны был призван в армию и направлен на фронт. В сентябре 1914 года попал в плен, где провёл более четырёх лет.
С 1919 года В. О. Топорков актёр «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший Театр Корша), находившегося в Москве. В 1920-е годы по совместительству работал диктором на радио, вёл программы. Его любимой передачей был «Радиокалендарь» (обозрение, включавшее разнообразную информацию, от исторических событий и биографий знаменитых людей до рецептов украинских галушек и советов авиаконструкторам-любителям). Передача шла поздним вечером, и Топорков еле-еле успевал прямо в гриме прибежать из театра, чтобы порепетировать перед эфиром. По его собственным словам:
«Помню, однажды мне достался рассказ об учителе и учениках. А я знал, что у нас в театре только что установили репродуктор и товарищи будут меня слушать. Я взял да и заменил все фамилии в рассказе на фамилии друзей актёров: Боря Борисов, Коля Радин, Володя Кригер! В театре хохотали, а редактор «Календаря» на другой день сделал мне внушение».
Топорков быстро выдвинулся — ему поручали сложные и ответственные передачи и инсценировки. Е. И. Гольдина рассказывала:
«В первые мгновения после включения микрофона он казался нам каким-то отрешённым, даже растерянным. И вдруг на наших глазах совершалось чудо: рядом с тобой стоял уже не Топорков, а персонаж, которого он играл. И мы вместе с ним тоже начинали чувствовать свои роли, жить ими»1.
В 1927 году перешёл во МХАТ, где служил до конца жизни. Под влиянием К. С. Станиславского сосредоточился на театре и перестал совмещать его с работой в эфире радио, однако продолжал записывать художественное чтение для радиотеатра.
С 1939 года занимался режиссурой, поставив спектакли «Последние дни», «Тартюф» во МХАТе; «Азорские острова» и «Весенний смотр» в Московском театре Сатиры. В 1940 году он художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»).
В 1945 году становится педагогом. Преподавал в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский), в Театре-студии под руководством Алексея Дикого и в Школе-студии МХАТ (с 1948 года профессор по кафедре мастерства актёра). Был одним из последовательных учеников К. С. Станиславского и активно пропагандировал его систему.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1948 году присвоено звание «Народный артист СССР». Лауреат Государственной премии СССР (1946, 1952). Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1948), медалями «За оборону Москвы» (1948), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1948). Доктор искусствоведения (1965).
Толстова Н. А. Внимание! Включаю микрофон! М., 1972. С. 41. ↑