Голоса

Елизавета Яковлевна Отъясова

известна как диктор радио
1896 — 1974
Фотография диктора Елизаветы Яковлевны Отъясовой

Родилась в Тамбове. Отец владел обувной мастерской, мать из дворян. Окончила Тамбовскую гимназию. С 1921 года жила в Москве. Работая в государственных учреждениях, вечерами занималась в театральных студиях. В 1929 году поступила в «Государственную драматическую показательную профессионально-клубную мастерскую», где стала ученицей заслуженного артиста Республики Н. О. Волконского. Под его руководством в «студии малых форм» она подготовила ряд программ.

Выступления привлекли внимание Радиокомитета и в декабре 1929 года Елизавету Отъясову пригласили на работу в качестве диктора. Первоначально ей поручалось чтение пояснений к музыкальным произведениям, звучавшим по радио в трансляции из концертных залов. Постепенно расширяя репертуар при содействии творческого наставника С. В. Шервинского, Отъясова подготовила для эфира поэмы «Мцыри» и «Демон» М. Ю. Лермонтова, композицию по «Вешним водам» И. С. Тургенева, стихи Н. А. Некрасова и Т. Г. Шевченко, фрагменты из «Алых парусов» Александра Грина. Одновременно она увлечённо работала над «Дамой с камелиями» Александра Дюма-сына. Регулярно выступала на эстраде. В 1930-х читала по радио тексты, сопровождавшие исполнение «Иоланты» П. И. Чайковского и «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова, драматических спектаклей МХАТ («Мёртвые души», «Пиквикский клуб» и другие).

Её всё чаще направляли на подготовку передач общественно-политического характера. Скоро Елизавета Яковлевна стала известным мастером и в этом жанре вещания, слушательская почта росла с каждой неделей. Драматург Алексей Арбузов дал одной из героинь пьесы «Дальняя дорога» фамилию Таясова, и на вопрос о причинах выбора отвечал, что она рождена ежедневно звучавшим по радио голосом популярного диктора.

Борис Ляшенко:

По радио она читала, вживаясь в самый заурядный текст так внимательно и органично, с такой мягкой, интеллигентной, но точной по всем параметрам логики отдачей, что слушать её было одно удовольствие. При всей своей мягкости, однако, в нужном месте текста она могла стать решительной, чем-то возмутиться, чему-то порадоваться, тоном своим словно подсказать слушателю, что, мол, обратите особое внимание на эту информацию! <...> Незадолго до войны Елизавета Яковлевна отметила десятилетие работы на радио. Поздравляли коллеги, пришли поздравить МХАТовцы и даже великая певица Антонина Васильевна Нежданова, с которой Отъясову связывали добрые отношения. Все любили Отъясову.

Наталья Толстова:

«… У Отъясовой было много поклонников, любивших её за проникновенность, искренность и тепло, которыми были насыщены её передачи. Когда звучал голос Отъясовой, казалось, что она читает одному тебе, к тебе обращены доброта и доверительность её тона».

С первых недель Великой Отечественной войны Елизавета Отъясова вела радиопередачи «Письма с фронта» и «Письма на фронт», ставшие ежедневной информационной связью между армией и народом. Её вклад в оборону Москвы схож с тем, что сделала Мария Петрова для Ленинграда. Чтение писем на фронт воодушевляло жителей города, по пригородам которого проходил оборонительный рубеж. Отмечая это в одном из очерков первых военных месяцев, писатель Фёдор Гладков подчёркивал, что голос Отъясовой был голосом столицы, он ободрял и согревал сердца, напоминал о близких людях и мирных днях.

В начале 1942 года вернулась из эвакуации в Москву. Выезжая со своей литературной бригадой в районы боевых действий, Елизавета Яковлевна любила включать в выступления перед солдатами патриотические стихи их однополчан.

В книге «Хочу к микрофону» Борис Ляшенко приводит забавный случай:

Елизавета Яковлевна Отъясова так привыкла читать последние известия с Михаилом Боковым, что, завершив выпуск, сказала: «Последние известия читали Боков и...» и тут она увидела, что читала-то с другим диктором... и добавила «и Ярцев».

По сведениям журналиста Н. Н. Митрофанова особенно тепло она дружила с Ольгой Высоцкой. Активно работая в коллективе, готовившем новостную передачу «Последние известия», Отъясова с годами всё больше сосредоточивалась на подготовке молодых дикторов. Связь с учениками она не порывала до конца дней. В конце жизни тяжело болела. Умерла в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Слушать голос

Елизавета Отъясова читает вступительное слово к спектаклю «Рюи Блаз» Малого театра по одноимённой пьесе Виктора Гюго
Заметили ошибки, есть дополнения или личные воспоминания? Выскажитесь!

Другие голоса