Голоса

Евгения Исааковна Гольдина

известна как диктор радио
1904
Фотография диктора Евгении Исааковны Гольдиной

После школы поступила в Зоологический институт. Увлечение зоологией не было продолжительным, оттуда перешла на иранское отделение Института востоковедения. На одном из институтских вечеров выступили студенты Государственного института слова (ГИС), созданного профессором В. К. Сережниковым. Гольдина пришла в восхищение от демонстрируемых со сцены упражнений по технике речи, дикции и лицевой гимнастике и покинула Институт востоковедения, чтобы выдержав экзамен поступить в ГИС.

С первого курса была приглашена в Театр чтеца. После выступления у микрофона солисткой декламационного хора её пригласили участвовать в радиопередачах «Радиокалендарь» и «Комсомольская газета». Понравились мягкий, лирический голос, подкупающие живостью и теплотой интонации. Новая работа так увлекла Евгению Исааковну, что она оставила Театр чтеца, отказалась от ролей в Театре Красной Армии, куда была приглашена на амплуа травести, и стала в 1927 году диктором1.

Коллега Борис Ляшенко вспоминает:

Евгения Исааковна Гольдина была в числе первых дикторов радио. Идеально чистое — с логической точки зрения — чтение было её коньком. Отношение к профессии — завидно серьёзное и творческое. Она с тонким пониманием задачи разрабатывала теоретические основы культуры речи у микрофона, публикуя время от времени материалы на эту тему.

Начиная с 1930-х годов Евгения Исааковна активно обучала молодых дикторов, в том числе преподавала технику речи Юрию Левитану. Одна из её учениц, диктор Приморского радио Евгения Лихачева вспоминала:

Моим руководителем была Евгения Исааковна Гольдина. Чудесный добрый человек и замечательный диктор, она тактично исправляла наши ошибки, очень тонко и точно заостряла на них наше внимание. Например, от неё не ускользнуло, что тесситура моего голоса при чтении меняется. Я даже не знала, что всё время читала не своим голосом. Оказывается, в разговоре у меня голос ниже. Когда я это поняла, читать стало намного легче.

Суть своего подхода к дикторской работе Е. И. Гольдина формулировала следующим образом:

Самое основное, чему я учила своих учеников, это никогда не видеть «миллионные массы». Нет «миллионной массы». Есть отдельный человек. И вот когда что-то говорите, то вы выберите человека, который вам близок, которого вы можете коснуться рукой. Конечно, не сюсюкать. Но есть же человек, которому можно сказать: «Жалко, что ты вчера не ходил на концерт. Как мне хотелось, чтобы ты пошёл, а ты не мог. Замечательный концерт был!» Вот так и читайте!

Даже в объявлениях, сообщая телефон, по которому слушатель может навести нужную ему справку, я никогда не твердила: «Повторяю номер телефона», А всегда: «Я повторю сейчас телефон...». Я была — живая! Хотя напечатано было казённое, машинное какое-то «повторяю», я всё равно читала одному человеку, зная, что каждый будет думать: это ему. Каждый из «миллионной массы».

Руководила дикторской бригадой.

В 1930–1946 годах была замужем за художником и театральным деятелем С. А. Лучишкиным.

В 1968 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

  1. Вечерняя Москва. 1947. №79 (7055). 3 апреля. Стр. 3. 

Слушать голос

Евгения Гольдина читает пояснительный текст к спектаклю по пьесе «Враги» Максима Горького
Заметили ошибки, есть дополнения или личные воспоминания? Выскажитесь!

Другие голоса